Пять важных вещей из детской психологии детей младшего, дошкольного и школьного возраста. Особенности психологии детей.

Несколько веков назад детской психологии не существовало. В средние века детей рассматривали, как маленьких взрослых. С ними обращались как со взрослыми, одевали в ту же одежду, что и взрослых. Сегодня известно, что детство очень сильно влияет на жизнь человека в будущем. Даже самые незначительные события в детстве могут напрямую влиять, на то как мы себя чувствуем и ведём во взрослой жизни.

Изучением психологических процессов у детей, как эти процессы отличаются от процессов у взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового периода, занимается детская психология. Детские психологи работают с детьми и подростками чтобы диагностировать и помочь решить проблемы, вызывающие эмоциональные или поведенческие трудности, такие как неспособность к обучению, синдром дефицита внимания, гиперактивность, беспокойство и депрессия, задержки в развитии.

Развитие

Изучение развития ребёнка часто делится на три широкие области:

-физическая

-когнитивная

-социально-эмоциональная

Физическое развитие, которое обычно происходит в относительно стабильной, предсказуемой последовательности, относится к изменениям физического тела и включает в себя приобретение определённых навыков, таких как брутто-двигательная и тонко-моторная координация.

Когнитивное или интеллектуально развитие, относится к процессам, которые используются детьми для получения знаний, и включают в себя язык, мышление и воображение.

Социальное и эмоциональное развитие тесно взаимосвязаны. Обучение общению с другими людьми является частью социального развития ребёнка. Эмоциональное развитие включает в себя чувства и выражение чувств. Доверие, страх, уверенность, гордость, дружба и юмор являются частью социально-эмоционального развития.

Физические, когнитивные, социально-эмоциональные области развития ребёнка неразрывно связаны. Развитие в одной области может сильно повлиять на развитие в другой. Например, написание слов требует, как мелкой моторики, так и когнитивных языковых навыков. Исследования выявили, что развитие следует ключевым этапам. Понимание этапов развития оказало огромное влияние на то, как мы сегодня заботимся о детях.

Основные этапы

Вехи развития- важный способ измерить прогресс развития ребёнка. Знание основных этапов для разных возрастов помогает понять нормальное развитие ребёнка, а также выявить проблемы с задержкой развития. Например, ребёнок в 1 год обычно может самостоятельно стоять или некоторые дети могут ходить в этом возрасте. Если ребёнок в 1,5 года не может ходить, это может указывать на проблему, требующую дальнейшего изучения.

Рассматривается четыре категории вех, которые следуют основным областям развития, указанным выше.

Это физические, которые связаны с грубо и мелкомоторными навыками.

Когнитивные, которые относятся к способности ребёнка к развитию мышления, обучения и решения проблем.

Социальные и эмоциональные касаются способности ребёнка выражать эмоции и реагировать на социальное взаимодействие.

Общение и язык, которые предполагают развитие у ребёнка вербальных и невербальных навыков общения.

Поведение

Все дети могут время от времени быть непослушными, дерзкими и импульсивными. Конфликты между родителями и детьми часто случаются в подростковом возрасте, когда ребёнок пытается утвердить свою независимость и собственную идентичность. Такое поведение является нормальной частью взросления. Тем не менее, некоторые дети имеют чрезвычайно сложное и вызывающее поведение, которое не соответствует их возрасту. В некоторых случаях такие поведенческие проблемы являются временными из-за стрессовых ситуаций, например, рождение второго ребёнка.

Эмоции

Эмоциональное развитие включает в себя чувства и эмоции, понимание того, как и почему они происходят, признание собственных чувств и чувств других и разработка эффективных способов управления ими. Этот сложный процесс начинается в младенчестве и продолжается до зрелого возраста. Первые эмоции детей включают радость, любовь, гнев, грусть, страх. Позже, когда у детей начинает развиваться чувство собственного достоинства, появляются более сложные эмоции, такие как гордость, сочувствие, удивление, восторг, смущение, вина. Контроль над эмоциями зависит от эмоционального темперамента ребёнка. Эмоционально реактивные дети чувствуют эмоции более интенсивно и им труднее успокоиться. Научиться принимать чувства и понимать связь между чувствами и поведением помогает справиться с излишне эмоциональным поведением.

Социализация

С эмоциональным развитием тесно связано социальное развитие. Социализация включает в себя приобретение ценностей, знаний и навыков, которые позволяют ребёнку эффективно общаться с другими людьми и вносить позитивный вклад в семью и общество. Процесс социализации начинается вскоре после рождения и продолжается до зрелого возраста.

В отношениях со сверстниками дети учатся инициировать и поддерживать социальные отношения с другими детьми, приобретая навыки управления конфликтами, такими как разворот, компромисс и ведение переговоров. Благодаря этому опыту дети развивают дружеские отношения.

Неспособность развивать соответствующие возрасту социальные навыки, что так же встречается в зрелом возрасте, зависит в том числе и от любви и привязанности в семье. Обучение самовыражению социально приемлемыми способами и развитие здорового чувства собственного достоинства поможет избежать проблем с социализацией ребёнка.