Физминутки для 4 класса по школьным предметам в стихах с движениями

Обучение в школе для детей младших классов является серьёзной нагрузкой. Детям от 6 до 11 лет сложно длительно концентрировать внимание на речи учителя, сидеть за партой без движения. Из-за длительной неподвижности развивается гиподинамия и напряжение в мышцах. В начальной школе нагрузка достаточно велика и на зрительные органы.
Для организации небольшого отдыха, чтобы иметь возможность переключить восприятие детей с одного типа занятий на другой, для расслабления глаз проводится физкультминутка. Делается это на 12-20 минуте урока. Физкультперерыв может длиться от 2 до 4 минут.

Проведение физминуток позволяет достичь следующих целей:
• Дать детям небольшую эмоциональную разрядку;
• Сделать небольшой перерыв и позволить учащимся легко переключится на другой вид деятельности;
• Активизировать работу мышц и сердечно-сосудистой системы.
Физминутки могут включать в себя занятия различных типов:
• Физические упражнения. Делаются под счёт учителя, строго повторяя за ним.
• Стихотворные или двигательно-речевые. Учитель зачитывает стихотворение, иллюстрируя его движениями, которые дети повторяют.
• Танцевальные. Учитель включает музыку, и дети несколько минут под неё произвольно танцуют.
• Дыхательная гимнастика. Обычно тоже сопровождается чтением стихотворений или музыкальным сопровождением.
• Зрительные. Включают в себя упражнения для зрительного аппарата, позволяют снять усталость с глаз.
В комплекс должно входить немного упражнений, доступных детям начального школьного возраста. Желательно задействовать как можно больше групп мышц, это позволит снять накопившееся статическое напряжение.

Музыкальные физминутки с движениями для начальных классов

Музыкальные физминутки необходимы в начальной школе, они позволяют установить непринуждённую атмосферу в классе, внести разнообразие в занятия. Музыкальные физминутки для начальных классов можно сопровождать популярными детскими песенками, дополнив их простыми упражнениями или даже видеорядом, как на видео, приведённом ниже:

Мелодия может сопровождаться весёлыми стихами, читать их может учитель, либо весь класс хором, стихи будут задавать ритм движений. В качестве примера можно привести такие:

Самая весёлая музыкальная физкультминутка для начальных классов

Весёлые музыкальные физминутки не обязательно должны проводиться учителем, можно перепоручить их мультипликационному герою. Дети обязательно оценят небольшой перерыв со знакомым персонажем.

Возможно, проведение просто небольшого танцевального перерыва под музыку, например, под всем известную песенку «Барбарики».

Универсальная физминутка для 4 класса в стихах с движениями

Музыкальное сопровождение для физкультурных перерывов далеко не обязательно. Оно может внести некоторое разнообразие, однако рекомендуется делать такие перерывы не каждый урок. Физминутка для 4 класса с движениями в стихах, читаемых учителем, поможет заменить музыкальное сопровождение, особенно, когда необходимо выполнить упражнения для расслабления детей в незапланированное время.





В качестве примера физкультминутки с дыхательными упражнениями можно привести

Желательно, чтобы физминутка соотносилась с предметом или даже типом урока. В таком случае детям будет легче переключаться снова на изучение предмета. Рассмотрим физминутки для различных уроков.

Физминутка на повторение для 4 класса на уроке русского языка

Физминутки на уроках русского языка и литературы можно использовать для повторения пройденных тем. К примеру, учитель даёт детям следующее задание: сесть, если услышат слово с корнем «лес» и встать, если слово имеет корень «сад». Далее учитель называет слова: садовник, лесник, садовод, лесной, усадебный, садовый. Чтобы внимание не притупилось, необходимо, чтобы слова с одинаковым корнем в некоторых случаях шли друг за другом.
Задание может быть в стихотворной форме. Учитель может предложить ученикам выполнять указания, вычленяя глаголы из стихотворения, как в этом примере:

Вы, наверное, устали? (Дети делают вид, что устали)
Встали! Руки вверх подняли! (Дети встают и поднимают руки)
Потянулись высоко (Дети подтягиваются)
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки. (Дети вздыхают и опускают руки «по швам»)
На уроке — не до скуки!
Теперь за парты сели дружно. (Ученики рассаживаются по места)
Конечно, поработать нужно!

Поскольку на уроке русского языка дети много пишут, не помешает пальчиковая гимнастика. В этом случае прекрасно подойдёт всем известное «Мы писали-мы писали, наши пальчики устали» или более интересные варианты, например:

***
В начале комплекса дети прижимают ладони друг к другу.
На двери висит замок. (пальцы соединяют в замок)
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Дети тянут пальцы, не расцепляя «замок»)
— Покрутили! (Дети крутят руками)
-Постучали! (Дети стучат ладонями друг о друга, не расцепляя при этом пальцы)
И – открыли! (Упражнение закончено, пальцы расцепляются)

***
Мы капусту рубим, рубим, (Дети делают резкие движения кистями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём, (Дети сжимают руки в кулаки и двигают ими от себя и к себе)
Мы капусту солим, солим, (Дети собирают пальцы в щепоть и якобы «солят»)
Мы капусту жмём, жмём. (Дети интенсивно сжимают пальцы в кулак)

Физкультминутка для глаз на уроке русского языка для 4 класса

Небольшие перерывы во время занятий необходимы для того, чтобы снять усталость с глаз и не допустить развитие заболеваний зрительного аппарата. Физминутки для 4 класса на уроке русского языка могут проводиться в виде простых упражнений для глаз:
• Упражнение 1: Смотри сначала вправо, затем влево (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 2: Делаем круговые движения глазами по и против часовой стрелки (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 3: Смотрим сначала вверх, потом вниз (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 4: Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза (повторяем три-пять раз).

Однако намного интереснее для детей интерактивные физминутки для глаз. Они представляют собой видеоряд с весёлой мелодией, во время которого по экрану движется крупный контрастный предмет. За ним дети должны следить глазами.

Арифметическая физминутка для 4 класса на уроке математики

На уроке математики для 4 класса в физминутку лучше включить повторение цифр или простой счёт, это позволит детям не только расслабиться, но и не «выпасть» из изучаемого предмета. Есть множество интересных стихотворений со счётом, под которые удобно заниматься.
Приведём пример:

Раз, два — хлопок в ладоши, (Дети хлопают в ладоши)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире. (Дети поднимают руки и опускают к плечам)
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать. (Дети садятся на корточки и тут же встают)
Руки вытянуть пошире. (Дети вытягивают руки в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре, (Дети наклоняются вперёд)
И на месте поскакать. (Дети прыгают на месте)
На носки, затем на пятки. (Дети переносят вес с носка на пятки)
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку, (Дети рассаживаются по местам)
Выражения решать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.

Другой пример:

Поднимает руки класс—
Это «раз», (Дети поднимаются и поднимают одну руку вверх, затем другую)
Повернулась голова —
Это «два». (Дети делают движения головой из стороны в сторону)
Руки вниз, вперёд смотри – (Дети опускают руки)
Это «три».
Руки в стороны пошире (Дети руки расставляют в стороны)
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать — (Дети ставят руки на плечи)
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Дети рассаживаются по местам.)
Такие стихотворения позволяют провести физминутки быстро и слаженно, поскольку устный счёт задаёт чёткий ритм для упражнений.

Физминутка для 4 класса на уроке окружающего мира или природоведения

Физминутка на уроке окружающего мира или природоведения для 4 класса может включать в себя игровые элементы с упоминанием различных животных и природных явлений. Можно прыгать, как белочки (или зайчики), махать руками, как ветки деревьев при ветре. Дополнительно можно повторять дни недели, как, к примеру, в этой физминутке:

В понедельник я плескался, (Дети изображают плавание.)
А во вторник — я лепил. (Дети изображают, что мнут руками глину.)
В среду тщательно умывался, (Дети делают вид, что умываются)
А в четверг я много бегал (Дети бегут на месте.)
В пятницу в футбол играл (Дети бьют по воображаемому мячу)
Очень долго танцевал. (Кружатся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Все дни я отдыхал. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза).

Эффективно детям можно подавать новую информацию в виде стихотворений. К слову, можно брать не только детские стишки, но и известные произведения русской литературы о природе, например, Сергея Есенина. В зимнее время можно использовать следующую физминутку.

Поёт зима — аукает (дети поворачиваются в разные стороны, делают вид что аукают)
Мохнатый лес баюкает (дети укачивают воображаемую куклу)
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою (дети кружатся на месте)
Плывут в страну далёкую (дети делают руками гребки)
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется. (Дети приседают, расстилают воображаемое одеяло)

Для весеннего времени лучше подойдёт другое произведение:

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны. (дети руками показывают, как струится река)
Солнце садится за горы лесистые, (дети садятся на корточки)
Рог золотой выплывает луны. (дети встают)
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей, (дети шагают на месте)
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей. (кланяются в разные стороны)

Использование для физминутки произведений русских классиков позволяет не только развить вкус детей, привить любовь к поэзии, но и даёт возможность познакомиться с разнообразием отечественной природы.
В классах, оснащённых интерактивными досками или экранами, можно проводить физминутки, сопровождающиеся видеорядом, например, с изображением зимних пейзажей, как в первом случае, или создать целое путешествие по городам страны, как в видеоролике, приведённом ниже.

Творческая физминутка для 4 класса на уроке ИЗО

На уроке изобразительного искусства во время проведения физминутки детям важно не только дать возможность проявить физическую активность, но и дать толчок фантазии, простимулировать творческое начало. Для этого можно не делать чёткие упражнения вслед за учителем, а предоставить детям свободу для фантазии.
Учитель читает стихотворение по строчкам, дети в ответ изображают то, что слышат, движением. Приведём пример:

Листья все опали, (дети могут присесть либо наклонится)
Птицы улетели, (дети изображают улетающих птиц или машут им на прощание рукой)
И в окно стучатся
Холод и метели. (дети «стучатся в окно» или кружатся, как метель)
Скоро в белых шубах
Будет весь наш сад. (дети могут показать, как снег ложится на сад)
Заметет качели
И прибрежный пляж. (дети могут наклоняться, высматривая качели или пляж).

Учитель может движениями подсказывать образы. Стихотворения подбираются, исходя из времени года или темы урока.
С детьми можно заниматься не только по стихотворениям, но и разбирать известные картины. В качестве примера возьмём «Золотую осень» Левитана.

Физминутка для 4 класса на уроке ИЗО начинается с показа учителем репродукции, и вопроса, что видят ученики. В ответ, дети чаще всего отвечают деревья. Класс, изображает деревья, поднимая руки и покачивая из стороны в сторону. Учитель рассказывает о пожелтевших и опадающих листьях (дети несколько раз встают и садятся). На картине изображена неспешно текущая река (учащиеся делают вид, что медленно плывут).

Активная физминутка для 4 класса на уроке технологии

Во время уроков технологии в начальной школе, дети двигаются немного больше, чем на других занятиях. Однако эта активность в основном для рук (лепка, шитье, вязание), в то время как ноги и спина остаются неактивными. Учителю на уроке технологии для 4 класса следует обратить на это внимание и провести физминутку с учётом этого. В стихотворной форме можно провести небольшую разминку, в течение которой дети могут ходить на месте, бежать на месте, наклоняться в разные стороны.

Буратино потянулся, (дети тянуться вверх)
Раз — нагнулся, (нагибаются в правую сторону)
Два — нагнулся,(нагибаются в левую сторону)
Руки в стороны развёл, (дети разводят руки)
Ключик, видно, не нашёл. (дети поворачиваются в разные стороны, делая вид, что ищут что-то)
Чтобы ключик нам достать,(несколько шагов на месте)
Нужно на носочки встать. (дети встают на носочки).

Проведение физкультминутки не только позволит детям отдохнуть, сбросить накопившуюся энергию, но и проще усваивать предмет, если содержание упражнений коррелирует с изучаемым. Тип проводимой физминутки определяется учителем в зависимости от настроя класса, темы урока, имеющегося оборудования. Если в классе есть звуковоспроизводящая техника или интерактивный экран, можно время от времени запускать в качестве сопровождения известные детские песни или интересный видеоряд. Важно, чтобы физминутка не повторялась из урока в урок и не слишком затягивалась, максимум 3-4 минуты.